Прожить жизнь и ни разу не попасть в экстремальную ситуацию практически невозможно.
Это возможно разве что, только у Салтыкова-Щедрина в его «Премудром пескаре». Но кого устроит такая пресная жизнь. Поэтому лучше научиться как себя правильно вести в таких ситуациях. И в первую очередь – как правильно общаться.
Профессор Бердвистл установил, что в среднем словесное сообщение составляет менее 35% от общей информации, которую мы получаем от собеседника. Остальные 65% это жесты, интонация, тон голоса.
Т.е. одна и та же фраза может быть передана по разному, в зависимости от той «нагрузки» к словам, которую мы сознательно или бессознательно используем.
Ситуация в автобусе: «Передайте на билет», эта фраза может быть произнесена по-разному. И в одном случае, это будет действительно уважительная просьба, а в другом - жесткий приказ. Слова одни и те же, но восприятие разное. Не понравился тон и вот конфликт налицо.
Кто виноват?
Тот, кто произнес, невнимательно отнесся к тому, как говорил, и тот, кто неправильно дешифровал сообщение, придав ему излишнюю значимость. Т.е. оба.
Чтобы не нарваться на конфликт - будьте внимательнее, отслеживайте речь (по-другому – «фильтруй базар»), но не только его, отслеживай также собственные жесты и интонацию голоса.
Стоит также научиться выявлять несоответствие между словами и жестами, мимикой, голосом говорящего. Можно выявить, что на словах – это будет одно, а на деле – явная ложь. Исходя из этого, строить свое дальнейшее поведение.
Пример: агрессивные слова и интонации у противника, а руки дрожат, говорит сбивчиво. Явная неуверенность в себе и опасение конфликта. Вспомним фильм «Калина красная» и слова Егора Прокудина в стычке с местными: «Кол-то выломил, а руки трясутся».